Спецобувь в Алматы
Родственна «Рождению» и «Свадьбе» группа «Хлеб» (дерево, 1967), напоминающая о трудных годах войны. В ее центре – женщина, которая стоя режет хлеб, лежащий на столе. По торцам стола в профиль и к матери, и к зрителю сидят застывшие в напряженном ожидании мальчик и девочка. Простая ситуация исполнена высокой значительности.
Произведение впечатляет «вещной» строгостью, дисциплиной четко выявленной архитектоники. Геометризму композиции, взаиморасположения полуфигур отвечает геометризм в обработке форм, объемов. Атмосферой торжественного молчания, скупостью и весомостью жестов, величавостью общего ритма произведение напоминает такие иконографически отточенные традиционные изображения, как «Троица». В принципе композиция симметрична, но, поскольку женщина, стоящая в центре, склонила голову влево, симметрия нарушается. В результате строгость общего построения не переходит в иератическую жесткость. Кроме того, мотив склоненной головы придает образу лирико-меланхолическую проникновенность. Ее усиливают такие элементы «иконной» стилистики, как певучесть и упругость общего контура, как слияние с дугами бровей очертаний носа, как обозначение выступающих частей лица невысоким рельефом для сохранения цельности спецобувь в алматы. Порой в общей атмосфере сцены начинают звучать и драматические ноты. Перемещаясь от центральной оси композиции несколько вправо, зритель сразу улавливает черты, напоминающие барлаховскую неоготику: сопряжение наклоненной головы и шеи женщины с ее левым плечом резко геометрично; левая щека моделирована слитно, трактована как грань энергичного объема; левый глаз не пролеплен, как правый, а лишь обозначен резкой прорезью.
Для Шаховского характерна тенденция к созданию образа-формулы, образа, очищенного от всего случайного, преходящего, частно-бытового. Художник стремится придать произведению широту и общезначимость мифа, наделить его метафорической смысловой наполненностью и обобщенностью.