Декорирование мебели
Симптоматично появление в творчестве Шаховского последних лет темы ангела. Этот образ символизирует высоту помыслов человека и благородство его духа.
Изваяния Шаховского, изображающие ангелов, в известном смысле подобны архитектуре: они напоминают ее и высокой степенью обобщенности идейного содержания, и ритмической строгостью размещения в пространстве группы относительно самостоятельных форм, и эффектом внутреннего, не прорывающегося наружу напряжения этих форм – напряжения чисто архитектонического. Обнаженность предметно-пластической структуры оказывается для Шаховского необходимым условием формирования философичного образа – образа, прикасающегося к духовным глубинам жизни. Возможно вас заинтересует декорирование мебели.
Работам зрелого Шаховского чужды пафос объема, эффект напора его массы. Оформляя свой замысел в материале, он, подобно архитектору, ставит во главу угла принцип объемно-пространственной организации. И в упомянутых «Рождении» и «Свадьбе», и в изображениях ангелов, и в композициях на тему трапезы (дерево, 1972 и 1973), и в ряде других работ второй половины 60-70-х годов художник выявляет в каждой фигуре то структурное и ритмическое начало, которое делает ее стоящей в ряду, соизмеримой с другими фигурами и предметами, помещенными в данном скульптурном пространстве. При этом Шаховской нередко отказывается от так называемого человеческого модуля, стихийно используя в качестве основного измерения величину пространственной цезуры между предметами. Формы, разделенные расстоянием, ведут своеобразный диалог через пространство, создавая напряженность общей атмосферы. Пространство же обычно не только подчеркнуто системой планов, но и жестко ограничено, сжато, «спрессовано».