Противотуманные фары
Произведение «Люди, будьте бдительны!» (гипс, 1958) может быть названо скульптурным плакатом. Оно публицистично не только по духу, но и по теме. Предупреждая людей об опасности войны, художник прибегает к резкой форме: он не останавливается перед тем, чтобы изобразить калеку, инвалида; нарушая недавно еще общепринятое представление о мере допустимого в изобразительном искусстве, он показывает человека без тени идеализации, но облик изображенного возвышают суровая энергия, экспрессивный лаконизм, материализованные в пронизывающих полуфигуру линейных ритмах, в очерчивающих ее угловатых контурах. Произведение не обладает ни той глубиной пластической разработки, ни той поэтической проникновенностью образа, которыми отличались прежние работы скульптора. Зато в нем есть небывалая активность обращения к зрительской аудитории, ставшая в эти годы приметой современности в искусстве.
Характерными чертами искусства на рубеже 50-60-х годов стало неприкрашенное изображение человеческого труда, осознание его реальной трудности, романтическое восхищение его суровой героикой. Художников сравнительно мало интересует конкретная механика производственного процесса. Но его человеческое, эмоционально-психологическое содержание приобретает в их глазах все большее значение. В живописи эта тенденция ярко воплотилась в противотуманные фары «Куйбышевская ГЭС» и «Плотогоны» Н. Андронова, «Наши будни» П. Никонова, «Строители Братска» В. Попкова, «Ремонтники» Т. Салахова. В скульптуре одной из хрестоматийных работ, связанных с данной страницей истории искусства, стали «Камчатские рыбаки» Шаховского (кованая медь, 1959). Композиция сделана по впечатлениям поездки скульптора на Камчатку в 1958 г. в составе геологической партии. Мужественный облик рыбаков, обобщенность, даже некоторая геометризованность скульптурных объемов, динамика контуров, очерчивающих изваяния,- все это признаки художественного стиля рубежа 50-60-х годов, наивного, прямодушного, но проникнутого пафосом своего времени.