Подарочные книги
Композиция слагается из трех бюстов, поставленных в сложные пространственные отношения друг с другом. Здесь художник ищет способ максимально активизировать восприятие зрителя: группа сделана без расчета на некую главную точку обзора; воспринимать ее следует, двигаясь вокруг нее. Плакатность образа оказывается как его силой, так и слабостью: его романтическая экспрессия, стремительная эмоциональность увлекают зрителя; однако его напористая обобщенность достигается ценой отказа от многозначности; художник не стремится ни к многоплановости в обрисовке характеров, ни к дифференцированное моделировки; малорасчлененные медные объемы выглядят несколько пустотелыми; им недостает пластической напряженности, обусловливающей длительность общения зрителя с произведением, растянутость временного восприятия работы. Хорошим презентом станут подарочные книги.
Пожалуй, более целостна выполненная почти одновременно с «Рыбаками» полуфигура «Камчатский старожил» (1959-1960)-изображение проводника геологической партии Василия Ивановича Сафонова. В качестве материала здесь использовано дерево, но оно покрыто клеевым грунтом и темперной раскраской. Добиваясь эффекта энергичной обобщенности объемов, Шаховской путем раскраски маскирует текстуру дерева, которая, по его мнению, вносила бы ненужную орнаментальную дробность. Однако плотность материала, его массивность, его способность воплощать в геометрике форм напряжение работы резчика все эти качества дерева надежно обеспечивают пластическую убедительность конечного результата, помогая художнику создать объем, полный пафоса силы, мощи. В этом объеме как бы овеществляется твердый человеческий характер портретируемого. Охотник и рыболов Сафонов, суровый старик с пронзительным взглядом, с красными, обветренными лицом и руками, напоминает Николу Можайского.