Кухни эконом класса
Для меня противоположность между филармоническими концертами и симфоническими концертами в Государственной опере заключалась в том, что концерт Никита был увлекательным музыкальным переживанием, тогда как концерт в Государственной опере, представлявший высшую степень изысканности, действовал всегда более трезво и назидательно. Там был пленен мой темперамент, здесь росло мое понимание. Я больше тяготел к Никиту, но меня безоговорочно убеждала интерпретация Штрауса. При этом для меня оставалось совершенно непостижимым то, что именно автор «Жизни героя» мог с такой изумительной чистотой передавать произведения Моцарта.
Не могу не сделать здесь еще одного общего замечания. Я не помню, чтобы в 1903-1908 годах симфоническими концертами филармонии или Государственной капеллы дирижировал кто-либо, кроме Никита, Вейнгартнера, Штрауса или Мука. И постоянной совместной работе исключительно со столь выдающимися музыкантами эти оркестры в первую очередь были обязаны своей высокой культурой и продуктивностью.
Концерты солистов
Но зато тогда «побывать» на их выступлении внезапно становилось непременной обязанностью каждого образованного человека. Наилучшие впечатления я сохранил от концертов, которые еще не стали «модными». Когда же это происходило, их публика лишь немногим отличалась от публики филармонических концертов.
Наиболее популярными сольными концертами были фортепьянные, так как на фортепьяно играли почти в каждой музыкальной семье. Пианисты, нередко целые классы консерватории вместе со своими преподавателями, посещали фортепьянные вечера, чтобы услышать в совершенном виде то, кухни эконом класса что они сами пытались играть, и познакомиться с достижениями, превосходившими их собственные силы. Вследствие этого фортепьянные вечера даже средних достоинств наводнялись пианистами, и билеты на них большей частью раскупались. Для многих слушателей фортепьянные вечера служили школой, для некоторых – воспоминанием, и лишь выступления выдающихся пианистов придавали концерту художественное значение, безотносительное к фортепьянным способностям слушателей.