Ремонт квартир
В пределах одной цветовой зоны Попков использует богатство тональных оттенков, однако цвет «не разрывает» пластику форм: четкость линейного контура – важнейший стилистический прием, он держит «границы» каждой из двух изображенных фигур. Раскрывая два различных психологических состояния, два способа переживать одну и ту же эмоциональную ситуацию, Попков не только оттеняет по закону контраста мир каждого из своих героев. В каждом из персонажей картины не только выявляется противоположное психологическое качество, но и существует элемент отстранения, внутренней погруженности, замкнутости в свой мир. И вместе с этим картина делает – и это составляет главный смысл ее «открытия»! – понятной, почти осязаемой мысль о том, что сочетание двух разных человеческих характеров ведет к необходимой гармонии во взаимодействиях «двоих», гармонии, которая все же таит в себе возможность конфликта.
Картина строится таким образом, чтобы предоставить наибольшую подвижность второму, ассоциативному плану, на уточнение которого и направлена работа художника над формой. Так процесс раскрытия темы выливается у Попкова в образное воплощение сложных человеческих коллизий. Если допустить возможность разработки сюжетной мотивировки, фиксации внимания на причинно-следственных связях, то нетрудно себе представить, как обращение к «сюжету» разрушило бы психологическую задачу картины, сведя ее глубинный смысл к воспроизведению простых житейских ситуаций. Например, ремонт квартир.
Попков исследует в картине сложную природу человеческих чувств, и здесь он связан с натурой, с наблюдением конкретного состояния своих героев. Предельной концентрированности волевого начала достигает художник в характеристике юноши. Компактен и выразителен силуэт плотнолежащей на земле фигуры.