Ремонт замка зажигания
Эта одухотворенность живописи при сохранении аналитически пристального, интеллектуального подхода к изображаемым явлениям и составляет содержательное своеобразие творчества Назаренко – очень характерной и очень самобытной представительницы искусства 70-х годов.
В этом смысле чрезвычайно интересны исторические полотна художницы; в обоих своих исторических полотнах – «Казнь народовольцев» и «Партизаны пришли» – Назаренко избирает трагедийные, кульминационные моменты, моменты высшего напряжения духовных сил участников действия. И в обоих случаях она стремится показать статику, тишину, молчание, избавить изображение от динамики. В этих исторических картинах нет сиюминутного сопереживания. Мы смотрим на давние события сквозь время, и все происходящее как бы высветляется, замирает, отрывается от житейских невзгод, приобретает четкость и завершенность символа.
Например, в «Казни народовольцев» (1969-1971) все, окружающее эшафот, застыло в безликой, тупой неподвижности, в неколебимой статике, и только прекрасные и странно спокойные лица революционеров, торжественно и чисто поднимающиеся над толпой, живут на фоне светлого, холодного, пустого неба… Не заводится автомобиль? Здесь поможет ремонт замка зажигания.
И даже в такой трагической картине «Партизаны пришли», где снимают с виселицы тела замученных патриотов, царит тишина… Торжественна и величава скорбь людей, сдержанны жесты, статуарно выразительны позы… Это не картина-репортаж о событиях войны, а картина-памятник, и не случайно ее иконография близка многим и многим «Снятиям со креста», известным в истории искусств.
Назаренко много работает и над портретами. Среди них несколько групповых портретов, решенных как жанровые картины. Таковы «Студенты» (1969), «Молодые художники» (1970), «Вечер на Шикотане» (1973), «Мои современники» (1974), «После экзамена» (1976) и др.