Проведение юбилея
Микроскопические детали пейзажа и масштабное уменьшение грандиозных скалистых форм увеличивают впечатление величия и значительности человеческого образа, данного в большом масштабе на переднем плане. Концентрации на нем главного внимания зрителя служит и красочное сочетание чистых, интенсивных цветов розового платья и синего покрывала мадонны с нейтральными, приглушенными, зеленовато-коричневыми тонами пейзажа, с приглушенной окраской земли и с прозрачной голубизной неба, подернутого легкими белыми облаками. Как и в «Смерти Марии», природа стала спокойной, светлой, несмотря на обнаженную скалу, напоминающую картины падуанского периода.
П. Кристеллер, один из самых проницательных и чутких исследователей творчества Мантеньи, пишет о «Мадонне перед карьером», что художник изобразил в реальной обстановке «сильную молодую женщину из народа, которая в спокойной позе опустилась на землю, с живым здоровым мальчиком на руках, посреди солнечного пейзажа, проясненного благодатной радостью труда». Только золотая кайма на одежде и драгоценная застежка покрывала несколько снижают демократический характер образа мадонны. Хотите чтобы праздник прошел на высоте, закажите проведение юбилея в профессиональной компании.
Живопись отличается тщательностью и красотой. Положенные тонкой кистью мазки мягко сплавляются в гладкий красочный слой, как в триптихе Уффици. Вазари пишет об этой картине, что «кажется невозможным достигнуть такого совершенства при помощи тонкого кончика кисти».
Земной, человечный, прекрасный образ матери, запечатленный с натуры в берлинской «Мадонне», поднят здесь художником до высокой поэтической обобщенности.
Тогда же, должно быть, написан и «Портрет кардинала», находящийся в Уффици. Некоторые исследователи выражали сомнение в принадлежности его кисти Мантеньи, хотя совершенно очевидна его близость к другим портретам мастера, а сила и яркость характеристики и художественные достоинства едва ли позволяют приписать это произведение кому-либо из живописцев, принадлежащих к его школе.