Увеличение бедер Мариничева
Слегка склонив на бок голову и опустив глаза, мать прислушивается к песенке, печально приподняв брови, в грустном раздумье и как бы в оцепенении, рожденноммирной тишиной и светлым чувством одиночества на лоне природы. Лицо у мадонны красивое, нежное, индивидуально своеобразное, с упрямо сжатым ртом и выступающим вперед подбородком. Очарование какого-то жизненного впечатления должно было продиктовать Мантенье этот образ.
Создавая кулису и фон для фигуры мадонны, художник причудливыми, разорванными очертаниями рисует на фоне светло-голубого неба как бы ощетинившуюся скалу, напоминающую окрестности Вероны, пленявшие воображение Мантеньи своей дикой суровостью. За скалою открывается зеленая, холмистая даль с дорогами, постройками, возделанными полями, крохотными фигурками работающих и идущих людей. Широкая дорога, огибая подножие скалы, ведет к большой пещере, представляющей собой каменоломню. Здесь кипит работа, каменотесы ломают камень и тут же обрабатывают его, превращая в столбы, колонны и другие части будущих архитектурных сооружений. Хотите изменить фигуру, возможно вам понадобится увеличение бедер мариничева.
Может быть, для художника эта сцена труда имела символическое значение, связанное с религиозными представлениями. Но объективно картина говорит о творческой энергии человека-труженика, преобразующего и подчиняющего себе природу. Зритель как будто чувствует ритм работы, который, не нарушая уединения мадонны, вливается в ее элегическое раздумье и окружает ее дыханием жизни.
Соотношение человеческого образа и образа природы построено и на близких друг к другу, и на контрастно дополняющих друг друга чертах, создающих сложную и богатую оттенками общую эмоциональную настроенность. В целом пейзаж подчинен фигуре человека и служит для нее фоном. Но этот фон играет такую большую роль в композиции, так выявляет, обогащает и подчеркивает значение человека, что без него картина утратила бы в огромной мере красоту и глубину замысла.