Объемные фигуры
Он изображает мир достоверно и точно и требует от зрителя таких же точных, продуманных суждений и чувств.
В картинах «семидесятников» усиливается элемент рациональности, аналитичности, но одновременно усиливается и элемент фантазии. Зоркость наблюдений соединяется в работах этих художников со значительным и весьма заметным пристрастием к сочинительству.
Для художников 70-х годов характерен повышенный интерес к портретной живописи, причем объемные фигуры в основном работают в русле аналитического направления.
Взаимоотношения художника и модели чрезвычайно важны для понимания той или иной формации искусства. В портрете «семидесятников» есть и героизация и романтизация образа, есть и лиризм, но главное, что их отличает, это – пристальный, изучающий взгляд художника на модель, взгляд, имеющий заметную дистанцию между автором и объектом изображения. Характерно, что эта дистанция сохраняется даже в работе над автопортретом.
Таковы работы Олега Филатчева – художника бесспорно одаренного, рано сложившегося, очень последовательного. Его произведения, может быть, более отчетливо, чем другие, показывают характерные стороны искусства 70-х годов.
Как и другие его товарищи по искусству, Филатчев стремится к воплощению гуманистического идеала. На этом пути художник отказывается от многих черт внешности и характера своих героев, тех черт, которые кажутся ему второстепенными. Другие же, главные, на его взгляд, черты модели он подчеркивает и героизирует. Его портретные работы поначалу кажутся совершенно традиционными.