Вакансии в Германии
При рассмотрении этих достаточно разных работ возникают некоторые общие соображения, относящиеся к аналитическому направлению. Первое впечатление от этих работ – рациональность, четкая построенность и продуманность всех компонентов формы, «картинность», жесткая выписанность элементов изображения, подчеркнутое мастерство холодноватой «музейной» живописи, объективизм. Казалось бы, эту живопись можно назвать равнодушной. Но так ли это?
В каждом из тех, пока еще немногих полотен, на которых мы остановились, присутствует явственная и чрезвычайно активная человеческая и художническая позиция. Только способ ее выражения отличается от привычного, и потому она раскрывается не сразу, а лишь при внимательном, иногда даже повторном прочтении. И в самом деле – разве безразлична позиция О. Лошакова в «Небе над морем»? Разве эта картина не содержит очень определенное, четко выраженное суждение?! Правда, это скорее суждение, чем эмоция, но суждение не только продуманное, но и пережитое. Так же небезразличны и позиции И. Орлова в «Натюрморте с шаром» или автопортрете. Эти работы насыщены символикой, глубоко метафоричны. Художник не бытописует жизнь, не изображает ее повседневное течение. Он говорит языком опосредованным, призывает зрителя к соучастию в процессе познания мира и себя в мире. Мечтаете работать заграницей? Посмотрите вакансии в германии.
Действие в картинах замедляется, как при замедленной съемке. Как будто художник дает возможность зрителю внимательно всмотреться в изображенный мир, оценить его во всех подробностях, не минуя никакой мелочи, прийти к четкому, ясно сформулированному суждению, проанализировать свое отношение к увиденному, не дать чувству обогнать суждение. При этом увеличивается эмоциональная дистанция между художником и зрителем, как будто художник не хочет навязывать зрителю свое представление о мире и свое отношение к нему.