Автономная канализация
Вспоминаются классические образцы итальянского Возрождения и некоторых других эпох. Условна композиция, условно освещение, кисть художника неторопливо проходит сантиметр за сантиметром всю поверхность холста, с давно уже непривычной нам тщательностью выписывая орнамент ткани, абрис рук, завитки волос… Такие портреты могли бы быть восприняты как прямая стилизация, если бы в них не чувствовалось очень характерное для искусства 70-х годов стремление к обобщению.
Некая и художническая позиция. Только способ ее выражения отличается от привычного, и потому она раскрывается не сразу, а лишь при внимательном, иногда даже повторном прочтении. И в самом деле – разве безразлична позиция О. Лошакова в «Небе над морем»? Разве зта картина не содержит очень определенное, четко выраженное суждение?! Правда, это скорее суждение, чем эмоция, но суждение не только продуманное, но и пережитое. Так же небезразличны и позиции И. Орлова в «Натюрморте с шаром» или автопортрете. Эти работы насыщены символикой, глубоко метафоричны. Художник не бытописует жизнь, не изображает ее повседневное течение. Он говорит языком опосредованным, призывает зрителя к соучастию в процессе познания мира и себя в мире. Решит проблему с отоплением поможет автономная канализация.
Действие в картинах замедляется, как при замедленной съемке. Как будто художник дает возможность зрителю внимательно всмотреться в изображенный мир, оценить его во всех подробностях, не минуя никакой мелочи, прийти к четкому, ясно сформулированному суждению, проанализировать свое отношение к увиденному, не дать чувству обогнать суждение.