Джип туры
Таковы были те перемены в искусстве, которые произошли к концу жизненного пути Мантеньи. К прогрессивным достижениям высокого Возрождения он шел сам, в значительной мере подготовляя их своим творчеством. Теперь он испытывает все возрастающее влияние мастеров нового поколения, уже опередивших его и своим примером заставляющих смелее идти в том же направлении. Однако Мантенья не может до конца отдать дань новым веяниям и всецело подчиниться новым влияниям. Во многих отношениях он остается мастером джип туры со слишком определившимся творческим лицом, чтобы решительно порвать с прошлым.
С другой стороны, Мантенья все сильнее ощущает воздействие начинающейся феодальной реакции. Это воздействие двойственно. Рост противоречий, связанных с феодальной реакцией, рождает в душе художника неосознанный протест, выражающийся в усилении трагического восприятия жизни. Но вместе с тем он отчасти поддается настроениям и вкусам, развивающимся под влиянием феодальной реакции в окружающей его придворной дворянской и художественной среде. Новому поколению его заказчиков, и прежде всего Изабелле дЭсте, уже едва ли могли нравиться объективно правдивые, лишенные всякой идеализации портреты Мантеньи в Камере дельи Спози. Характерно, что Изабелла осталась недовольна тем, как Мантенья написал ее портрет, и благодарила умбрийского живописца Джованни Санти за то, что он изобразил ее более прекрасной, чем ее создала природа. Резко возрастают со стороны придворных кругов требования искусства чисто декоративного, нарядного, отвечающего эстетским и гедонистическим запросам заказчиков. Все это оказывает известное воздействие на Мантенью. Но вместе с тем приходится удивляться, как сильно сопротивляется этому воздействию старый придворный мастер, слишком независимый, чтобы в старости изменить основным принципам своего искусства.