Двухуровневый натяжной потолок
Широчайшего распространения и виртуознейшей разработки роспись плафонов с точки зрения снизу вверх достигла в XVII в. в искусстве барокко. Однако в то время только исходный художественный прием был взят у Мантеньи, но использование его приобрело в принципе иной характер и служило совсем иным целям.
Обслуживая в Италии силы феодальной реакции и прежде всего католическую церковь, мастера барокко стремились не к тому, чтобы максимально приблизиться к отражению действительности, а к созданию иллюзии достоверности абсолютно нереальных религиозных видений и чудес, ими изображавшихся. При этом они лишали живописное пространство замкнутости, сливали его полностью с реальной средой и делали бесконечной его глубину, а рациональную ясность архитектурных конструкций заменяли фантастикой иррациональных форм, видоизменяя и разрушая при помощи живописи реальную архитектуру. Поэтому неверно распространенное суждение о том, что Мантенья был родоначальником иллюзионистической живописи барокко, придавшего нереалистический и иррациональный характер изобретенному им художественному средству и вместе с тем выработавшего новые, недоступные искусству Возрождения живописные приемы. Делаете ремонт? Вас заинтересует двухуровневый натяжной потолок .
Объединяя фресковые росписи единством композиционного построения, Мантенья много сделал и для развития рационалистических принципов построения композиций в отдельных картинах. Он усилил объединенность и подчинение их ясному раскрытию содержания и логическим законам мысли, все упорядочивающей и всему придающей строгую закономерность. В этом отношении он подошел к достижениям живописи высокого Возрождения. Такая его композиция, как «Мадонна победы», явилась образцом, непосредственно использованным Корреджо в его многочисленных «Мадоннах со святыми». Даже увитый зеленью каркас сквозной беседки взял Корреджо у Мантеньи, повторив его в куполе одного из помещений монастыря Сан Паоло в Парме. Но ни серьезности и величия идей, ни глубины чувств, ни значительности образов не унаследовал от Мантеньи этот блестящий мастер, опиравшийся на многие его художественные приемы и виртуозно развивший их дальше.