Элитный поселок
Фигура поэта, облаченная в плотные, тяжело ниспадающие одежды, традиционна по композиции. Конструктивность статуи и пластическая проработка верхней части торса, ясно читаемого под одеждой, передают ощущение внутренней наполненности, полнокровности пластической формы. Размеренный ритм деталей – свитка в руках, медальона на груди, орнаментальных украшений одежды – подчеркивает сдержанную строгость всего монумента. Уже здесь заметно характерное для творчества Бердзенишвили в будущем внимание к пластической детали, выявление ее декоративных возможностей. Однако излишняя сосредоточенность на частностях еще носит самодовлеющий характер. Нижняя часть статуи трактуется как тяжелая, вялая масса, пассивная по отношению к окружающему пространству, воздушной среде, призванной входить в скульптуру активным формообразующим элементом. В дальнейшем мастер будет находить более разнообразные объемно-пространственные решения скульптурных композиций. Здесь же, в памятнике Руставели, Мераб Бердзенишвили лишь намечает пути поисков цельной пластической структуры.
Целостное соотношение скульптурной формы и окружающей пространственной среды скульптор находит в конном памятнике национальному герою Грузии, полководцу Георгию Саакадзе, созданном в 1971 г. и установленном на центральной площади города Каспи (элитный поселок). Здесь автор уже смело и свободно оперирует не только скульптурными массами, но и самим пространством, «формует» образ, используя в равной степени и те и другие элементы. Скульптурная форма здесь дерзко внедряется в архитектурно неорганизованное пространство. Сложные, «разорванные» силуэты статуи с развевающимися на ветру плащом и волосами всадника, резкий поворот его корпуса, неустойчивое положение коня – все приемы мастера подчеркнуто экспрессивны.