Электронно цифровая подпись
Лица и фигуры персонажей не очень разнообразны и индивидуальны. Чувствуется стремление в близких к римской скульптуре чертах воссоздать идеальный тип римского воина, то стройного и гибкого юноши, то могучего великана, то седеющего ветерана, с лицом, изборожденным морщинами. Но совершенно изумительно разнообразие поз, поворотов, жестов, все время варьируемых, лишающих монотонности длинную цепь фигур, идущих в одном направлении и подчиненных общему ритму движения. Сам этот ритм динамичен, ибо ускоряющийся темп легкой поступи на одних участках сменяется торможением шествия на других. В целом ритм картины вызывает у зрителей ощущение энергии, подъема и ликования.
Это ликование, героическое и торжественное, как звуки боевых труб, рождено не только мечтой о древнем Риме. Можно еще раз подчеркнуть, что оно, как и сама мечта, связано с эпохой Возрождения, с ее стремлениями, борьбой, героикой и победами. Древний Рим был знаменем борьбы, с одной стороны, за гражданские свободы, за новую жизнь и новую культуру, с другой стороны, – за объединение Италии, за воскрешение славы, величия и могущества, которые были ее достоянием в прошлом. Патриотические идеалы, связанные с культом античного Рима, различно понимались разными слоями общества. Прогрессивное стремление к воссоединению Италии порою использовалось в своих интересах итальянскими властителями, мечтавшими о расширении своих прав и владений. Не случайно в те века неоднократно устраивались шествия победителей по образцу древнеримских.. Под влиянием всеобщего культа античности правители использовали триумфы для того, чтобы импонировать народу и поднять свой авторитет внешним сближением своей власти, своих побед и церемоний, их прославляющих, с властью, победами и триумфами римских императоров. Именно поэтому «Триумф» Мантеньи, выразив мечты, увлечения и идеалы целой эпохи, должен был вызвать восхищение во всех кругах итальянского общества, подходивших к нему по-разному, но находивших в нем отклик на свою электронно цифровая подпись . Ни одно из произведений Мантеньи не пользовалось таким успехом у современников.