Бытовка дачная
Старуха в темном покрывале наклонилась к нему, как бы уговаривая его идти, подчинившись жестокой необходимости. Шуты снуют среди воинов, издеваясь над пленными. Далее, танцуя, с инструментами в руках следуют певцы и музыканты, среди которых выделяется мощная фигура негра в тюрбане. Опять идут воины и трубачи. И, наконец, появляется колесница триумфатора. Дети с лавровыми венками толпятся у ног белых коней, везущих колесницу. Обернувшись к Цезарю, один из воинов приносит ему хвалу, подняв на шесте таблицу с надписью: «пришел, увидел, победил». Неподвижно и величественно, подобный древним статуям императоров, сидит Цезарь с пальмовой ветвью в руке, а сзади юноша, одетый крылатой богиней славы, держит над его головой лавровый венок. Возможно вам также пригодится бытовка дачная .
Главное в этой серии картин – воскрешение античности, к которой стремился Мантенья в молодости, мечту о которой, вероятно, вынашивал в течение долгих лет и осуществил, наконец, к закату своего творческого пути. Все свои археологические знания, все сведения о римских триумфах, полученные из книг античных и ренессансных писателей, все впечатления от поездки в Рим положил он в основу этого грандиозного произведения. Конечно, несмотря на большое знание эпохи, в картинах его остается много неверного, произвольного, являющегося анахронизмом. Но как и в росписях капеллы Оветари, здесь с большой силой воплощен дух древнего Рима. Ярко отражены героика и пафос побед, одержанных римскими легионами, доблесть и стойкость свободных римских воинов и подъем патриотической гордости, связанный с их неслыханными завоеваниями. Не пассивное шествие безразличных, лишь дисциплине послушных солдат и не прославление полководца и императора передал Мантенья, а владеющий войском героический подъем, в значительной мере выражающий народный энтузиазм. Каждый воин здесь – носитель победы, создатель ее, опьяненный ею и рвущийся к новым подвигам. В каждом образе – сознание личного достоинства, личной заслуги, и вместе с тем все они слиты в стройные ряды, скованные чувством солидарности, железного единства и общего порыва.