Рукав пожарный 51 мм
При сравнении работ Попкова напрашивается вполне неожиданное заключение, что у этого художника, собственно, нет «своей манеры», то есть определенных выработанных годами приемов организации холста, хотя «руку» мастера всегда можно узнать. С какой-то творческой ненасытностью наблюдая людей, их сложную и захватывающую жизнь, Попков являл в наши дни довольно редкий пример того, как художник не дорожит удачно найденным приемом, а всякий раз силой невероятного творческого напряжения «ищет» способ передать поразившую его воображение мысль. Вот почему не так-то легко бывает понять линию развития его формальных поисков, уловить логику внутреннего процесса. То специфическое заострение формы, которое мы проследили в работах Попкова 1966-1968 гг., в картине «Семья Болотовых» (1969) оказалось отброшенным. В центре внимания – другое.
Богато разработанный колористический строй, включение большого числа бытовых предметов и, наконец, известная мотивированность во взаимодействии персонажей – все это по типу станкового решения отличает картину «Семья Болотовых» от выше рассмотренных полотен «Северная песня» и «Двое». Не пренебрегает художник и законами сюжетного жанра. Однако чем и как воспользовался Попков, создавая теперь необычно статичную для этого вида картину?
В «Семье Болотовых» мы вновь встречаемся с взаимодействием двух персонажей, двух человеческих миров. Теперь композиция картины строится на взаимосвязи между мужской и женской фигурами; объединяющим их звеном является рукав пожарный 51 мм: руки матери направлены в его сторону, к центру, они держат ручонки малыша, и это движение встречает ответное в жесте руки отца. Создается своеобразная «узловая» композиция, выявляющая главные сюжетные связи картины.