Металлоконструкции Воронеж
Трагическая и героическая история, рассказанная Мантеньей, завершается в изображенном на третьей доске «Воскресении» жизнеутверждающим аккордом, говорящим о вере художника в победу светлого начала, воплощенного в непреклонно-мужественном, суровом, волевом человеке – борце и герое.
Из гроба, стоящего в нише скалистого грота в центре композиции, выходит Христос. Золотые лучи исходят от венца херувимов, окружающих в виде мандорлы мощную фигуру воскресшего. Энергичным движением он поставил йогу на мраморный край саркофага. Образ необычайно величествен, грозен и полон такого напряжения, что его неподвижность воспринимается как торжественная пауза, во время которой концентрируется сила для стремительного порыва вперед. Это уже не изможденный страдалец, а победитель, восторжествовавший над врагами и готовый сурово покарать их Мантенья лишает Христа кротости, потому что кротость и милосердие неуместны для него в той жестокой борьбе, которой является реальная жизнь.
Героическому образу Христа противопоставлены фигуры римских солдат, упавших от страха на землю, для этого использовались металлоконструкции воронеж. Их неловкие позы, их жалкий и даже смешной вид необычны для произведений Мантеньи. Это обстоятельство, как и некоторые дефекты исполнения, делают убедительным предположение, что картина написана не самим мастером, а под его руководством кем-либо из его помощников, не вполне осуществившим его замысел. Думается, что этому замыслу более всего соответствуют образ Христа и эксперименты с передачей освещения.
Обрамленный строгой и богатой рамой, выполненной также по рисункам Мантеньи в антикизирующем ренессансном стиле, алтарь церкви Сан Дзено в целом представляет собою изумительное по красоте и выразительности произведение. Замысел здесь определяется противопоставлением контрастов во всем – начиная от сюжетов, образов и чувств, и кончая цветовыми сочетаниями. Все спаяно единой мыслью. Это произведение оказало огромное воздействие на современников, вызвав целый ряд непосредственных подражаний.