Кьявари
Эти поиски – убедительная реабилитация традиции, опороченной множеством безвкусных искажений и казавшейся еще недавно синонимом консерватизма. Лучшие пушкинские произведения Комова удачно соединили в себе строгость и теплоту, ясность акцентов и чувство меры, выразительность целого и точную проработку деталей.
Десятки вариантов возникают в мастерской Комова пока определяется основной рисунок изображения, его пропорции. Да и после того, как скульптура отлита в гипсе, происходит ее уточнение, окончательная разработка фактуры. Так возникла еще одна камерная композиция, изображающая Пушкина в пору белых ночей, полного эмоционального возбуждения и внутренних кьявари. Это в какой-то мере восприятие Пушкина через Достоевского.
Попыткой дать современную, интерпретацию отношений Пушкина с близкими ему людьми стала скульптура «Пушкин и Гончарова» (1975). Представляя Пушкина с Наталией Николаевной, Комов думал о взаимосвязи творца и мира, поэзии и реальности… Изображая Гончарову за туалетом, художник показывает причудливую прическу женщины, очертания бального платья, изысканную вязь его узоров. Выявление предметной материальности лиц, вещей, костюмов служит здесь тому, чтобы не только добиться убедительной конкретности, но и создать образные контрасты. Изображение Пушкина композиционно решено более свободно и в характере костюма. Его лицо изборождено тяжкими и горькими думами. Жаль, что в окончательном варианте несовершенство отливки исказило поэтический замысел этого произведения.