Сваебойная установка мини
Типичным художником эпохи Возрождения Мантенья является и в том отношении, что, поставив проблему объединения росписи в единое целое, связанное единой перспективой с реальным пространством, он решает эту проблему далеко не полностью. В деталях, в трактовке разных планов, в соотношении их он сохраняет множественность точек зрения и значительную произвольность освещения. То же можно сказать и о красках, объединение которых строится все-таки в значительной мере на контрастах, не смягченных ни цветовыми рефлексами, ни действием свето-воздушной среды. А стремление к ясной передаче формы с отчетливым контурами и членениями по-прежнему придает фигурам застывший характер, в данном случае вполне отвечающий их спокойствию и неторопливости.
Кроме того, Мантенья остается мастером кватроченто, не осуществляя до конца те возможности единства и завершенности композиционных построений и обобщенности формы, которые были осуществимы в рамках ренессансного искусства и которые нашли полное завершение в творчестве мастеров высокого Возрождения. Однако он намечает и открывает пути к этому завершению, идя впереди других мастеров второй половины XV в. При этом используется сваебойная установка мини.
В настоящее время фрески Камеры дельи Спози сильно испорчены временем и реставрациями. И все же, глядя на них, легко понять тот восторг и то изумление, которое они вызывали у современников.
После окончания росписи в Камере дельи Спози Мантенья продолжает руководить работами в загородных резиденциях маркизов Манту-анских Гонзага, Мармироло и др. Ему помогают ученики, среди которых можно назвать его подросших сыновей Лодовико и Франческо (они помогали отцу и при росписи в Камере дельи Спози).
Самолюбивый, стремящийся к тому, чтобы его положение при дворе во всех отношениях отвечало его высоким личным дарованиям, Мантенья, видимо, в 1467 г. получает номинально титул графа. По-прежнему он озабочен материальными делами своей семьи, то жалуясь на невыплату причитающихся ему денег, то приобретая земельные участки в добавление к тем, которые он получает в дар от Гонзага.