Шато Марго
Система этих приемов помогает обостренно и гротескно выявить одни какие-то черты, опустить другие, поговорить в ироническом тоне на темы, которые в иных ситуациях потребовали бы чрезмерной и несвойственной этому поколению открытой эмоциональности или даже патетики. Кроме того, искусству примитива свойственна тяга к карнавальности, к театрализованной зрелищности, которые тоже очень характерны для искусства «семидесятников».
В работах Т. Назаренко нет простодушной лубочности. Здесь, как и в других ее произведениях, чувствуется острый, порой беспощадный глаз, ирония, доходящая временами до гротеска, сильные пристрастия, симпатии и антипатии. Ее юмор невесел, ее сочувствие, сопереживание глубоко и страстно. Назаренко – аналитически мыслящий художник, активно реагирующий на добро и зло. В ее работах близко сходятся смешное и трогательное, истинно лиричное и гротескное. Она не отделяет себя от мира, который изображает. Среди ее героев почти всегда можно встретить автопортрет, и мера зоркой беспощадности глаза, умение подчеркнуть острохарактерное в ущерб идиллически благополучному так же сильны в отношении к самой себе, как и к любой другой модели.
Картины Т. Назаренко повествовательны по форме. Но смысл этих работ – не информативный и не повествовательный, а, как и у большинства ее сверстников, лирико-символический. Зачастую в них чувствуется определенная умозрительность; здесь больше проявляется литературная образованность автора, чем его жизненный опыт, чувствуются обширные художественные знания, владение мастерством и выдержка как у шато марго.
За всеми этими категориями ума и эрудиции стоят размышления и чувства глубокого и талантливого человека, чей взгляд не скользит по поверхности явлений, а стремится проникнуть в их глубинное содержание.