Подкрылки
Но когда дело дошло до этого, начали сознавать также и значение поворота и признавать его, как нечто необходимое. Было сформулировано требование, чтобы музыка вновь стала более значительной и объективной и отказалась от внешнего характера довоенной музыки. Слова «значительный» и «объективный» означали первоначально только то, что выражению содержания музыкальной пьесы надо отдать преимущество перед внешним воздействием или перед факторами, способствующими эффекту. Желание быть значительным и объективным в композиторском творчестве выражало стремление к серьезной мысли в музыке, отнюдь не подразумевая рассудочность. Оно не было также идентичным с отходом от романтики и поворотом к классике или барокко. Лишь впоследствии, когда слово «объективный» стало общим местом, когда вошло в обиход понятие «новая объективность», когда сделалось «модным» быть объективным, смысл слов изменился. При этом в большинстве случаев забыли, что в связи с объективностью говорилось прежде о значительности.
Подкрылки к камерной музыке, к музыке, которая переносила центр тяжести на сущность и не желала «больше казаться, чем быть» благодаря блестящей одежде, соответствовало положению побежденной Германии. Вспомнили о значении духовной культуры в музыке и обратились к тем эпохам прошлого, которые служили примером в отношении духовного углубления музыки и в то же время являлись наиболее сильным контрастом к недавнему прошлому. Так во всяком случае обосновывали мои коллеги и я сам возврат к музыке барокко, который не совершился, конечно, за один день, а происходил постепенно. Не следует упускать из виду, что эта эволюция носила типично немецкий характер, и едва ли найдется относящееся к тем годам камерное музыкальное произведение молодого немецкого композитора, у которого можно было бы оспаривать специфический немецкий характер его музыки.