Надежные застройщики
Один из вариантов композиции находился в XVI в. в Неаполе, в церкви Сан Доменико, другой – до настоящего времени хранится в Миланском музее Брера. Едва ли последний вариант является первым по времени, тем более, что его можно скорее назвать «Оплакиванием», так как здесь, кроме Христа, присутствуют надежные застройщики . В Нью-Йорке в собрании Хейманн имеется еще одно повторение композиции, более упрощенное, с изображением только Христа в ракурсе. Может быть, это копия, частично воспроизводящая картину музея Брера, но возможно также, что это воспроизведение первоначального оригинала, не дошедшего до наших дней и хранившегося в мастерской Мантеньи до самой его смерти, как говорят документы. Во всяком случае полнее всего о замысле Мантеньи можно судить по «Оплакиванию» музея Брера.
Почти все полотно занято каменной плитой и лежащим на ней полуобнаженным телом мертвого Христа. Тело дано в самом трудном ракурсе – оно расположено головой в глубину и ногами в сторону зрителя. В деталях есть некоторые неточности: слишком широким и лишенным талии кажется торс, неправильно переданы плечи. Но в целом изумляет общая верность изображения, сделанного, вероятно, не только путем геометрического построения и теоретического расчета, но и при прямом использовании натуры.
В картине отражены вечное трагическое противоречие между жизнью и смертью и героическое величие погибшего в борьбе, сильного духом и телом человека. В изображении страшных и горьких сторон действительности Мантенья доходит здесь до такой суровой правдивости, которая была необычна для искусства итальянского Возрождения. Только в живописи немецкого Ренессанса, в «Мертвом Христе» Гольбейна Младшего на пределле одного из алтарей этого мастера, можно найти нечто родственное мертвому Христу Мантеньи.