Курсы фотографов
Отказываясь от сюжетного решения, автор подчеркивает свое отношение, свою оценку данного явления. И в этом состояло зерно будущих исканий. Новая структура картины Попкова, быть может и появившаяся под воздействием монументальной живописи, означала совершенно особое соотношение типизирующих и идеализирующих черт, нежели это можно было наблюдать ранее в произведениях жанрово-бытового плана.
Работы следующих лет заметно отступают от конкретики «Строителей Братской ГЭС». В новых полотнах возрастает роль собственно пластических элементов живописи, к которым Попков относится с особым вниманием. Об этом, в частности, свидетельствует картина 1965 г. «Бригада отдыхает». Попков не стремится дать портреты героев. Золотисто-охристое сияние фона, на нем ритмично компонуется группа отдыхающих людей, не только подчеркнуто декоративно, но всей своей изобразительной условностью акцентирует значение цветоформы, колористической и линейной выразительности, ценности художественно-эстетических компонентов в создании определенного идеала. Таким образом, картина несет на себе печать дальнейшего развития одной из сторон новой поэтики живописи – ее открытой декоративности. Пластическая цельность образа дает возможность Попкову перевести трактовку мотива из реально-обыденного в идеально-возвышенный план.
Художнику удается создать красочное зрелище, в котором наблюдения жизни реализуются в обобщенно-романтическом аспекте. Помочь в этом могут курсы фотографов. В таких произведениях, как «Полдень» (1965), «Студенты на практике» (1964), «На лесах Большого театра» (1962), исключается психологическая характеристика действующих лиц, она заменяется передачей одного доминирующего настроения – лирического. Цветоритмическая гармония, к которой в это время тяготеет Попков, все отчетливей выражает романтическую тенденцию. Однако важно отметить и другое.