Книги почтой
В итоге я оказался дилетантом с многообразными познаниями и возможно также со способностями в некоторых областях, но для профессии этого было недостаточно.
Я описал вначале свой образ жизни, музыкальные и научные занятия, и чтобы описание получилось по возможности единым, я до сих пор не останавливался на характеристике мюнхенской культурной жизни 1908-1914 годов. Рассказывая о ней, я должен сперва отметить, что мое собственное отношение к этой жизни было совершенно иным по сравнению с отношением к берлинской музыкальной жизни и впечатлениям от нее до 1908 года. На это были различные причины. В первые мюнхенские годы я настолько изменился, что уже не воспринимал без разбора вое, что мне попадалось. Мой характер сделался более активным, я стал старше, критичнее и обращался к тому, книги почтой что отвечало Осознанным или неосознанным потребностям моего развития. Но прежде всего сама культурная жизнь в Мюнхене представляла собой нечто совершенно отличное от музыкальной жизни в Берлине пережитого мной периода.
Мюнхен был городом искусства, не только в том смысле, что там можно было видеть много художественных произведений, но и благодаря существованию в нем довольно большого и единого круга интересующихся искусством людей, местных жителей и приезжих. Этот круг во всех вопросах культуры и особенно искусства образовывал прочную основу общественного вкуса и не был в то же время настолько велик, чтобы представлять собой необозримое множество людей. Он был достаточно мал, чтобы многие посетители концертов и театров знали друг друга хотя бы в лицо, а непринужденный мюнхенский тон способствовал взаимному обмену приветствиями и впечатлениями. Тем самым достигалось замечательное единство вкуса, причем на хорошем, даже высоком уровне.