Цветная кладочная смесь
Я думаю сегодня, что этот совет по отношению ко мне был хорошим и необычайно умным с педагогической точки зрения. Кажется, я действительно мало верил в себя – быть может, вследствие воспитания, полученного в родительском доме, вследствие своей болезненности, а также своей разбросанности. В словах, сказанных мне несколькими годами раньше альпинистом Делаго в Иннобруке, находилось то же зерно, которое было заключено и в совете Курвуазье. Я никогда не забывал сказанного Курвуазье, не забыл этого я позднее, когда сам стал учителем. Я сделал для себя определенный вывод и на каждом уроке старался по возможности больше учитывать индивидуальность ученика и критиковать его работы с его же точки зрения. Это часто довольно трудно, но зато облегчает развитие ученика сообразно его собственной природе.
Со своими знаниями, приобретенными в университете, практически я также мало что мог делать. Как основные специальности я слушал психологию и философию, как дополнительные – историю искусства и антропологию. Моя понятливость и работа в психологическом семинаре получили столь высокую Оценку, что однажды мне поручили написать отчет о докладах и дискуссиях в Психологическом обществе для «Мюнхнер нейестен нахрихтен», а Александр Пфэндер предложил мне тогда для докторской диссертации тему «Сущность фантазии». Я не пропустил ни одного часа в его семинаре, цветная кладочная смесь ибо, несмотря на свою крайне медлительную манеру думать и говорить, он производил на всех участников семинара сильное впечатление благодаря определенности и ясности мысли. Он был также чрезвычайно добродушным и любезным человеком, вызывавшим к себе всеобщее доверие и расположение, учителем, который умел в самой учтивой форме исправлять ошибки и воспитывать научное мышление.
Из участников семинара образовался маленький кружок, который собирался по вечерам раз в неделю и без преподавателя до глубокой ночи вел весьма темпераментные и горячие дискуссии. Но вое это в 1913 году, после устроенного отцом скандала я должен был оставить, из моей докторской работы ничего не получилось, практических видов на профессию эти занятия так или иначе не давали.