Расширительные баки
Но предприятие может оценить убытки от простоя станка. Если склад независим от предприятия, то при заключении договора на поставку оговаривается уплата неустойки в случае неполной поставки или ее опоздания. Тогда можно оценить точно потери от неудовлетворенного спроса.
Приведем формулы для решения этой задачи без вывода.
Мы видим, что введение регламентированного (но, по-видимому, слишком скромного) штрафа за недопоставки дало возможность складу сэкономить 18 000 руб. за 10 дней путем искусственного перебоя в снабжении. Поучительно, неправда ли?
Что может сделать заказчик, чтобы предотвратить неприятности, связанные с недополучением заказа? Непосредственной защитой может быть повышение цены неустойки или обращение в арбитраж. Но такие меры не всегда ему доступны и не всегда приносят желаемые результаты. Тогда и появляется искушение создать свой внутренний склад, который покрывал бы потребности в периоды, когда центральный склад прекращает поставки. Мы не будем здесь детально анализировать эту меру, которая в известных пределах может оказаться разумной. Отметим только, что для этого уже придется заказывать изделий не столько, чтобы покрыть свою фактическую потребность, а больше, чтобы застраховаться от перебоев. Сумма результатов от такой «политики» Может оказаться весьма неприятной для всего народного хозяйства в целом.
Приведенная выше модель является классически в теории запасов. Она позволяет сделать ряд весьма полезных заключений. Расширительные баки, как и большинство классических моделей, слишком идеальны и почти никогда не встречаются на практике.
Фактически в системах снабжения действует ряд факторов, искажающих классическую модель. Один из них – наличие некоторого времени между моментом заказа партии и ее прибытием на склад.