Мотор-редуктор
Как и в предыдущих двух проектах, сооружение Дворца Советов должно было играть градообразующую роль в реконструкции центра Москвы. Как и в них, старая застройка (особенно Красная площадь и Кремль) органично и весьма активно включалась в композицию нового комплекса, в торжественный распорядок праздничных шествий. От Кремля и Красной площади начинался путь к Дворцу Советов. Они были символическими знаками на этом пути. Конец его был не менее символичен – новый Парк культуры и отдыха.
Почти дословно в пояснительной записке были пересказаны тезисы декларации ВОПРА, выдвинутые в 1929 г. и обращенные против тех, кто отрицал «всякую роль искусства в оформлении архитектурного организма», утверждавшие, что «архитектура в наших условиях приобретает руководящую роль по отношению к остальным видам пространственных искусств», и направленные на поиски «путей к использованию в процессе архитектурного оформления всех видов искусства, их органического единства». Два года спустя, поясняя свой проект Дворца Советов, первая бригада вопровцев указывала, что он «должен быть максимально насыщен содержанием, для выражения которого в создании Дворца должны участвовать в едином творческом процессе все пространственные искусства: архитектура, скульптура, живопись, мотор-редуктор». Тематическую скульптуру на темы истории Революции они решают установить на главной верхней площади перед Большим залом, на «Аллее Пятилетки» и «Аллее Ильича» – скульптуры, бассейны, фонтаны, мемориальные доски. О живописных произведениях не сказано. Необходимость их лишь заявлена. Пока еще на равных правах со скульптурой в композицию входят лозунги, цифры, диаграммы выполнения планов – в этом скорее заключена дань недавнему прошлому. Пройдут»всего лишь один-два года, и вопровцы надолго восстановят традиционные связи архитектуры со скульптурой и живописью.