Нож для разделки рыбы
Пока же вопровцы заявляли, что главными в архитектурном творчестве они считают «проблемы воздействия архитектурными средствами на эмоциональный мир человека, на его психику», что они идут к «пролетарскому искусству», которое «своим содержанием выражает глубочайшие замыслы и стремления рабочего класса и охватывает всю сферу ощущений, весь комплекс эмоций и мнений человека», к искусству «бодрому, организующему волю масс к борьбе и труду».
Композиция Дворца Советов в проекте ВОПРА была подчинена организации подходов к Главному залу съездов. Все остальные сооружения комплекса были второстепенны, они эмоционально настраивали массы, «предуведомляли» о главном сооружении, направляли к нему. Террасное расположение площадей, нарастание их размеров, нарастание высоты и габаритов зданий, со стороны реки подводивших к Большому залу, пандусы и лестницы, соединяющие площади,- все это создает торжественный, парадный ритм, определяет поступь демонстрантов и колонн, цель которых: самая высокая точка рельефа – Главный зал съездов. Напряжение движения растет. Кульминация его – момент, когда «раскрывается лицевая стена зала», механизированная площадка с местами Президиума, вращаясь, поворачивается на 180° в сторону площади, и «весь съезд во главе с Президиумом, обращенный к потоку демонстраций, встречает приветствующих», или «когда весь съезд зимой выходит на трибуны впереди Главного зала». Изменчивость пространства комплекса, создающаяся в моменты грандиозных многотысячных массовых митингов трансформацией здания, служит единению людей, которое «представит громадное зрелище, вызывающее подъем как приветствующей массы, так и съезда». Пространственная композиция не ограничена местом, где прежде стоял храм. Она перекидывается на другой берег реки, и остров Бабьегородской плотины становится «Полем массовых действий», а на его берегах возводятся водные станции. Возможно вы захотите купить нож для разделки рыбы.