Участки Серпухова
Хотя они и рассчитаны на помещение в нишу, они пространственно и создают известный контраст с легкой плоскостью современного фасада. Таким образом, к одному архитектурно-ритмическому ряду Шаховской присовокупляет другой, имеющий свой модуль.
Наконец, группа муз на фасаде Тульского драматического театра, выполненная Шаховским совместно с И. и А. Васнецовыми (железо, 1971), играет активную роль в объемно-пространственной композиции здания. Примыкающие друг к другу вертикальный объем зрительного зала и горизонтальный – фойе – выражены во внешнем облике постройки. Над крышей низкого объема возвышается конструкция, к которой подвешены фигуры муз. В ней в равной мере выявлены и ритмы горизонтальные, и ритмы вертикальные; она обеспечивает зрительную согласованность между двумя частями здания. Фигуры геометризованы, с некоторых точек зрения повисают в воздухе, не имея опоры под ногами; их анатомические пропорции сознательно нарушены. Однако трудно себе представить лучший способ вписать скульптуру в данный архитектурный контекст. Одновременно она выигрывает и в своей собственной содержательности и убедительности. Например, хорошо «уложенный» в общий ритм приглашающее декламационный жест одной из центральных муз обретает силу музыкального звучания и плакатно-острого воздействия на зрителя. И если прежде монументальная скульптура Шаховского взаимодействовала практически лишь с плоскостью стены, то его участки Серпухова решают определенные пространственные задачи и претендуют на роль одного из «узлов» архитектурной композиции.
Архитектурность мышления Шаховского-скульптора объясняется не одной лишь спецификой природы его чисто пластического дарования. Она вытекает из идейно-содержательных, мироощущенческих моментов его творчества. Выше уже говорилось о том, что у художников поколения Шаховского с их остро выраженным оценочным отношением к действительности за последнее пятнадцатилетие средоточием интересов стали не столько те или иные факты жизни, сколько ее широкие явления.