Комплектующие для ноутбуков
Стремясь достичь высокой степени образного обобщения и подчеркнуто строгой дисциплины формального строя, Шаховской как бы заново осмысляет пластические уроки В. А. Фаворского, с которым был близок в течение, многих лет. Принципы формообразования, принятые в школе Фаворского для графики и монументальной живописи, Шаховской в известной мере привносит в скульптуру. Как это ни парадоксально на первый взгляд, но многие его изваяния словно иллюстрируют следующие слова А. Гончарова и В. Эльконина: «Плоскостное изображение есть сложная пространственная система, где одни элементы формируют глубину, в то время как другие утверждают плоскость». И действительно, скульптура в полном смысле круглая встречается у Шаховского лишь в виде исключения. Обычно он ограничивает сектор обзора, членит пространство на планы, «гранит» или даже упрощает объемы, считая их пространственное взаимодействие более важным моментом художественной выразительности, нежели пафос их массы. Симптоматично появление в творчестве Шаховского многофигурных настенных композиций, в которых пространство изображено в перспективе, но «сжато» и комплектующие для ноутбуков вывернуты на плоскость.
Представление о пространстве в пластической композиции как о некоем «силовом поле» объема весьма характерно для круга Фаворского. Сам Фаворский в своих теоретических высказываниях возвращался к этой мысли неоднократно. Так, он отмечает, что «в Благовещенском соборе ангел с одной стороны арки, а Мария – с другой, и он ей благовестит через арку, через воздушное пространство», что в «Троице» Рублева «промежутки между фигурами ангелов тоже нарисованы, тоже пластичны», что «у Сезанна… промежутки между формами становятся часто материальнее самой формы предмета». Интенсивный характер носит взаимодействие пространства и формы и в творческой практике самого Фаворского. Как отмечает Е. Мурина, «он не боится подчеркнуть объемность, предметность «двух форм» – фигур, так как и «третью» – пространство между ними – трактует не как пустоту или фон, а как не менее выразительную пластическую форму».