Особняк Барышникова
Да и в пластическом отношении полуфигура, с ее монолитностью форм, фронтальностью композиции, перекликается с русской средневековой деревянной скульптурой, наследие которой на рубеже 50- 60-х годов стало предметом интенсивного изучения и освоения.
Работы, выполненные Шаховским в конце 50 – начале 60-х годов, отличаются от более ранних произведений скульптора конкретностью типов, непосредственностью контакта с окружающим миром. Но конкретность в известной мере суживает особняк барышникова, делает его откликом лишь на какую-то определенную жизненную коллизию, лишает образ той степени поэтической универсальности, которая была достигнута, например, в «Женщине с ребенком».
Общей же чертой произведений первого и второго этапа является их романтический характер. Переживание жизненного явления здесь явно преобладает над повествованием о нем. Иными словами, ценность произведения состоит не столько в его информативной стороне, сколько в том, что здесь программно активизирована, «опредмечена» оценка жизни художником. Характеристика явления эмоционально целостна и приподнята, художник не ставит себе задачей аналитически дифференцировать увиденное. Скорее здесь преобладает восторженное приятие вновь открытой красоты, проистекающей из естественности, свободы, раскованности человеческого бытия.
Характерные для середины 60-х годов процесс трансформации художественного стиля рубежа десятилетий, движение искусства к большей многозначности, драматичности и даже философичности образа нашли отклик в созданном Шаховским портрете скульптора А. Богословского с женой («Семейный портрет», гипс, 1967). Композиция принадлежит к целой группе произведений, отмеченных гуманистической широтой содержаний и выражающих представление о современном мире. Среди них наиболее известны «Материнство» А. Пологовой, «Взрослые и дети» Н. Жилинской. Во всех этих произведениях присутствует мотив защиты и противостояния.