Расходомеры
Примечательно, что на рубеже 50-60-х годов происходит определенная переоценка ценностей и в отношении истории искусства: предметом пристального изучения для искусствоведов и художников становится творчество тех мастеров, для которых характерна экспрессия обнаженной пластической конструкции. В живописи – это А. А. Дейнека и мастера ОМХ, в графике – В. А. Фаворский, в скульптуре – А. Т. Матвеев.
Творческие принципы Матвеева, частично реализованные в его произведениях, частично им привитые многочисленным ученикам разных поколений, составившим обширную матвеевскую школу, оказали заметное стилеобразующее влияние на расходомеры конца 50-60-х годов. И хотя скульпторы поколения Шаховского непосредственно у Матвеева уже не учились, почти никто из них не прошел мимо его творческого опыта. Разработанная Матвеевым методика формообразования, его умение пластически точно сконструировать объем, придать фигуре архитектоническую активность, органично соединить ее внешнюю уравновешенность с подспудным напряжением, знаменующим полноту жизненного бытия,- все это служило надежной отправной точкой для проникнутого романтически-эмоциональными устремлениями скульптурного творчества рубежа 50-60-х годов.
Примерно до середины 60-х годов в искусстве скульпторов – сверстников Шаховского принципиальная общность заметно преобладает над индивидуальными различиями. Пафос выражения духа времени, своего времени, превалирует в сознании молодых художников над тенденциями личного миропонимания. Их сближает также общая полемическая приверженность к определенному кругу тем, мотивов, новаторских в тот момент стилистических приемов. На первых порах их эволюция также носит во многом сходный характер.