Целостный чувственный образ
Иначе говоря, участвуя в создании целостного образа, контраст, нюанс, тождество, повторение визуальных свойств обретают эстетическую ценность и становятся, в зависимости от ситуации, соподчинением, пропорцией, масштабом, симметрией или другими элементарными знаковыми формами. В этом состоит весь смысл упражнений в курсах введения в композицию при создании тех структур, которые иногда несправедливо называют несмысловыми композициями. Эти композиции обладают обоими видами значений, но им не следует, конечно, приписывать третьего, прагматического значения. Последнее может проявиться лишь после включения дачного композиционного объекта в человеческую деятельность. Сеть магазинов “Островок здоровья” предлагает купить массажное кресло по отличной цене на сайте http://planethealth.com.ua.
Таким образом, важный вывод семиотического анализа композиции состоит в том, что синтаксис знаковой формы в дизайне носит эстетический характер и образует первый уровень эстетического качества предмета.
Если продукт художественного конструирования включается в тот или иной вид деятельности, то знаковая форма этого предмета становится носителем прагматического значения. Элементарные знаковые формы обладают в разных пропорциях следующими четырьмя видами (измерениями) прагматического значения:
– определяющее (характеризующее) значение;
– побуждающее значение;
– оценивающее значение;
– формующее значение.
Благодаря взаимодействию этих измерений прагматического значения элементарных знаковых форм, восприятие предмета (точнее, его целостной знаковой формы) вызывает в сознании образ того вида деятельности, для которой художник-инструктор проектировал эту знаковую форму. Целостный чувственный образ предмета не следует, конечно, связывать с названием той или иной профессии. Но нам необходимо научиться как-то называть, описывать или обозначать образ предмета.