Лицензия мчс
В отношении скульптуры, как мне кажется, мы также должны искать точную формулировку взаимосвязи форм и объемов». Это высказывание художника вполне приложимо и к его лучшим портретным композициям, при всей своей рациональной построенное полных одухотворенности и оттенков чувств.
Изображение известного писателя-рассказчика, ученого Ираклия Андроникова (1969) вылеплено крупными динамическими планами. Нетерпеливая поза, темпераментный разворот фигуры, сосредоточенность, сменяющая в лице улыбку, характеризуют личность отнюдь не односторонне. Комову доставляет особое удовлетворение всмотреться в манеру поведения человека в непринужденной обстановке, когда раскрываются какие-то новые черты, дополняющие уже укоренившиеся представления о том или ином характере. Такой метод невозможен без длительного узнавания натуры, наблюдения за ней, а часто – без глубокого духовного контакта с изображаемым человеком. Для этого скульптора камерное искусство – не сумма выразительных приемов, которые переходят из одного произведения в другое. Оно жизненно конкретно. Комов не торопится найти формулу, позволяющую быстро и с известным пластическим изяществом представить модель зрителю. Ему важно определить свое отношение к личности, открыть ее заново. Это и становится критерием в выборе скульптурных приемов.
Естественно, не каждый раз приходит лицензия мчс. В портрете Бориса Полевого художник не преодолел слишком прямой зависимости от внешнего облика модели. Хотя зритель получает впечатление о манере поведения писателя, о добродушии его натуры, все же гротескность изображения в данном случае воспринимается несколько прямолинейно.
Во второй половине 60-х годов Комов все чаще обращается к двухфигурной композиции. Это связывается с его поисками более многоплановых образных обобщений, позволяющих почувствовать характер времени и людских взаимоотношений.