Иммиграция в Литву
В бурной или энергично-сдержанной по своей трактовке пластике Бердзенишвили всегда ощутима логика организации скульптурной формы, понимаемой не как скрупулезно точное следование натуре (здесь мастер нарушает нормы), а как архитектоническая целостность пластического организма. Умение «изнутри» строить форму сообщает любому произведению мастера напряжение, которое как бы изнутри раскрывает образное бытие скульптуры. Здесь сказывается воспринятое в свое время от Николая Канделаки бурделевское понимание пластической формы, согласно которому должна быть выявлена не только «архитектура форм человеческого тела», но и «архитектура человеческих характеров и всех страстей сердца и всех порывов души».
От аскетической сдержанности пластической манеры начала 60-х годов скульптор приходит к объемно-пространственной активности пластики конца 60-х – начала 70-х годов. Решения совершенно различных художественных задач свидетельствуют о присущей скульптору творческой дерзновенности, о его желании каждый раз по-новому выявить пластическую структуру изображаемого им мира. Но при всей увлеченности формообразующим процессом Мераб Бердзенишвили никогда не придает ему самодовлеющего значения. Диапазон духовной насыщенности его образов очевиден: от интимной камерности, спокойной сосредоточенности Руставели до поэтической страстности, возвышенного драматизма Гурамишвили; от мощной нравственной энергии страдающей колхидянки до жертвенного героизма Саакадзе. Хотите жить заграницей? Вам понадобится иммиграция в литву.
В 1972 г. у здания Тбилисской филармонии была установлена статуя «Муза» работы Бердзенишвили. Скульптура отличается особой поэтической настроенностью, органично вписывается в архитектурный ансамбль.