Прием металлолома Алтуфьевское шоссе
Такое «предметное» исследование материала представляется необходимым этапом для более широкого теоретического обобщения относительно природы современной картины, в эволюции которой Попков сыграл немаловажную роль. Накапливая профессиональное мастерство, углубляя идейно-художественные задачи, живописец подошел в конце своего очень сжатого во времени творческого пути к решению больших стилевых проблем изобразительного искусства.
Поиски сложной, многоаспектной поэтики проявляются уже в ранних произведениях Попкова. Отмечая необычный ход композиционного построения «Строителей Братской ГЭС» (1960-1961), часто писали о влиянии на станковую картину приемов монументальной живописи, сказавшихся, в частности, в расстановке героев, не связанных между собой каким-либо действием. Прием металлолома Алтуфьевское шоссе. В кругу интересующих нас вопросов важно подчеркнуть то, что «экспонирование» персонажей в картине Попкова, лишенное сюжетной мотивировки, смещало акценты художника в подходе к своей задаче. Эпически повествовательное отношение к изображаемому уступало место выражению субъективно-лирической, авторской позиции. С одной стороны, художник полностью «доверял» своим героям, стремясь запечатлеть их такими, какими они бывают в реальной действительности: их облик конкретен, а характеры типизированы. Вместе с тем не было случайным «нарушение» структуры станковой картины в ее традиционных сюжетных связях.
Почти черный, условный фон, на котором возникают строители, в известной мере разъединяет их; рабочие как бы и не «действуют», персонифицируя некоторую заданную общую идею. Необычность композиции состояла в том, что она выдвигала на первый план героя, черты которого утверждаются как некое идеальное представление о человеке. В новом композиционном приеме Попков отталкивается от традиционного способа объективизации изображения.