Промышленные полы
К числу наиболее интересных (помимо названной уже Т. Назаренко) относятся Н. Нестерова, Е. Струлев, А. Ишин, А. Петров. Т. Насипова, М. Талашенко, Л. Решетникова, К. Нечитайло и др. Художников привлекают в примитивизме многие черты – соединение фантазии и иронии, метафорическая неоднозначность пластического языка, близость к народному искусству, возможность изучить и понять отношение самого народа к жизни, к природе, к вещам.
Верные своей приверженности прототипам, молодые художники черпают впечатления не только в самой жизни, но и в искусстве, в тех стилеобразованиях, которые уже разрабатывали эту тематику примерно в том же ключе.
Среди образцов, к которым художники обращаются наиболее охотно, важное место принадлежит древнерусскому и народному искусству.
Теми же источниками интересовались и мастера предыдущего поколения. Но ищут они разное. Для художников шестидесятых годов главным объектом изучения были промышленные полы с их живописной экспрессией и мастерством большой формы. Следы этого изучения можно отчетливо увидеть в работах В. Попкова, Н. Андронова, П. Никонова и др. Потребность внимательно изучить старые росписи приводила художников и в Ферапонтов монастырь, и в Новгород, и в Псков, заставляла пристально всматриваться не только в работы старых мастеров, но и в ту природу, которая их окружала, в типы лиц, сохранившихся в русских деревнях.
«Семидесятников» больше влечет не стенопись, а икона, при этом икона не XIV-XV вв., а более поздняя – с филигранной проработкой формы, с четким графическим каркасом, с силуэтом, явственно превалирующим над живописью. Не неистовый Феофан Грек и не поэтический Андрей Рублев с их мощной живописью привлекают молодых художников, а скорее житийные иконы XVI-XVII вв.