Модель обучения
В их работах – так же как и в работах других «семидесятников» – отчетливо видно рациональное начало, их взгляд на мир так же аналитичен и пытливо пристален, система пластических приемов так же «музейна» и «адресна», зачастую точно следуя легко опознаваемым образцам. Однако в их работах чрезвычайно велико место фантазии. Эти художники создают в своих работах модель обучения, в чем-то подсказанную жизнью, в чем-то идеально сконструированную.
Еще в начале 70-х годов Александр Ситников писал небольшие картины с рационально построенным пространством, с четко обозначенными, тщательно выписанными предметами натюрмортов, со странно застывшими человеческими фигурками вытянутых пропорций. В этих стилизованных фигурах была своя поэзия, своя скрытая духовность. Такова, например, картина 1970 г. «Оля» (портрет О. Булгаковой), где тоненькая фигурка девушки с опущенными руками помещена в центре некоей условной сценической коробки. На распрямленных пальцах надета маленькая палитра, обозначающая род ее занятий. Круг интересов и пристрастий девушки обозначен расположенным перед ней натюрмортом и немногими предметами в интерьере: книги, кисти, цветы, мольберт за спиной. Все скрупулезно выписано, все внимательно рассмотрено и перечислено художником. Он ни в коей мере не стремится к тому, чтобы создать у зрителя ощущение непосредственно подсмотренного жизненного эпизода. Это – литературный рассказ о человеке, рассказ без фабулы, через перечисление окружающих предметов. Однако лицо этой застылой, бесплотной фигурки, бережно и тонко вылепленное, привлекает затаенной эмоциональностью. Это замкнутое, отчужденное от зрителя лицо полно внутренней сосредоточенности, серьезности, смысла.