Города Беларуси
Люди в картинах Лошакова застыли, отчужденны, погружены в себя. Они глубоко органичны и природе, которая их окружает, и миру вещей, среди которых они живут. Но между природой, предметным миром и человеком нет контактов.
Таков характер связи человека с окружающим его предметным миром в картине «Шум моря» (1971). Женщина, сидящая за столом, совершенно неподвижна. Строго, замкнуто, отчужденно ее лицо. Застыли жесткие, будто гипсовые складки ее одежды. В неподвижности замерла занавеска. Складки делают ее не мягким, уютным предметом домашнего обихода, но как будто фантастической раковиной. Также таинствен и пейзаж за окном. Шум моря, грозно бьющегося о далекие скалы, словно пронизывает все полотно, подчиняет себе настроение и героини картины и зрителя.
Лошаков – художник концепционный и последовательный в своем творчестве города Беларуси. Именно это позволяет ему из года в год продолжать и отстаивать свою тему в искусстве, свою идею «новой романтики», свои поиски поэзии в аналитичности, в остраненности художнической позиции, в подчеркнутой трезвости взгляда на мир и столь же подчеркнутом веризме живописной манеры. Такая определенность художнической и человеческой позиции привлекает к Лошакову особое внимание его товарищей.
Гораздо более мятущейся натурой выявляет себя Игорь Орлов. Его творчество еще до сих пор не установилось в последовательной приверженности определенному направлению. Подчас бывает трудно поверить, что его полотна, написанные с интервалом в два-три года, принадлежат одному и тому же мастеру. Однако почти всегда его работы, подобно чуткому камертону, отражают круг интересов, проблем, забот его поколения. И, может быть, не всегда совершенные, они несут отчетливый отпечаток таланта и искренней увлеченности.