Противопожарные окна
Конечно, исполнение этих произведений пользовалось гораздо большим вниманием, поскольку публика симфонических концертов была значительно более многочисленной, чем публика концертов камерной музыки. Так борьба за новую музыку началась также и в симфонических концертах, которые посещала публика всех категорий. Я должен сделать попытку описать эту достопримечательную борьбу со всеми ее перипетиями.
Я говорил выше, что примерно до 1921 -1922 годов музыка Шенберга оставалась неизвестной публике. Это верно. Однако в Вене еще до 1914 года Шенберг приобрел небольшой круг приверженцев, а некоторые из его произведений исполнялись не только в Вене, но и в германских городах, в частности, и в Берлине. О нем знали в более узких специальных кругах и особенно в кругах критиков. В опубликованном к его пятидесятилетию издательством «Универсаль» юбилейном сборнике содержится много документов об откликах на его музыку. При исполнении произведений Шенберга и его учеников, Альбана Берга и Антона фон Веберна или Стравинского, или еще кого-нибудь из совершенно «новых», в публике раздавались уже голоса, выражавшие убеждения или предубеждения. Но какова была эта публика? В любом помещении необходимо устанавливать противопожарные окна
На всех концертах сидели слушатели, знакомые по первому послевоенному году: люди, которые искали у «утешительницы госпожи Музыки», как называл ее Лютер, утешения или рассеяния, забвения или грез о прекрасном в противоположность ко все более гнетущим заботам повседневности. Эти люди не были реакционерами в собственном смысле слова, но естественным образом питали привязанность в первую очередь к старой музыке. Их число вследствие инфляции становилось все меньше. Зато на оркестровых концертах появились новые слушатели. Парвеню существовали всегда, но этот сорт нуворишей, внезапно вынырнувших на поверхность в годы инфляции, не обладал даже видимостью приличий, которую прежние парвеню все же умели себе придать.