Умягчители для воды
В Северной Италии были развиты и живучи традиции средневекового искусства, особенно готической миниатюры, между тем как для быстрого и полного развития ренессансного искусства и типичных для него в Италии монументальных форм условия были мало благоприятны. Только в XV в. стабилизация власти в тираниях и включение некоторых городов в состав венецианской республики увеличивают возможности для распространения здесь монументальных форм живописи и отчасти скульптуры. Эти возможности никто не использовал так, как Мантенья, ставший одним из величайших и ведущих монументалистов кватроченто. И все же до самого конца в его творчестве жили традиции готической миниатюры, хотя и переработанные в соответствии с принципами ренессансного искусства и подчиненные монументальным художественным задачам. Отсюда многие противоречивые особенности его художественной манеры: равная любовь и к большому и к малому; тяготение к лаконичности композиций и вместе с тем к богатству подробностей; стремление, с одной стороны, к обобщенности формы, с другой стороны,- к ее тончайшей детализации; использование в живописи золота. Все это черты, характерные для Мантеньи как для североитальянского мастера. Возможно вам понадобятся умягчители для воды.
Подчеркивая многообразие художественных школ итальянского Возрождения и тесную связь между их особенностями и теми местными историческими условиями, в которых они сложились, Карл Маркс писал: сравнение Рафаэля с Леонардо да Винчи и Тицианом показывает, насколько художественные произведения первого зависели от тогдашнего расцвета Рима, прошедшего под флорентийским влиянием, произведения Леонардо – от обстановки Флоренции, а Тициана – от совершенно иного развития Венеции. Рассмотрение с этой точки зрения творчества Мантеньи приводит к выводу, что он – один из самых передовых и самых крупных мастеров Италии второй половины XV в.- является вместе с тем типичным художником таких североитальянских городов, которые, подобно Падуе и Мантуе, из городских республик превратились в тирании в начале XIV в.