Установка кондиционеров
Некоторые из перечисленных в письме произведений остались незаконченными. Относительно других документы говорят, что это были последние работы Мантеньи. Среди них прежде всего можно назвать «Триумф Сципиона». На узкой длинной полосе холста, даже по формату похожей на декоративный барельеф, монохромными красками, подражая скульптуре, Мантенья изобразил Публия Корнелия Сципиона. Победитель во второй войне между Римом и Карфагеном встречает статую богини Кибелы как достойнейший гражданин Рима. Композиция развернута в одном плане, на плоском фоне цветного с золотом туфа. В трактовке формы нет и тени того упадка и архаичности, которые заметны в некоторых поздних картинах на религиозные сюжеты. Кажется, будто в данном случае сама любовь к античным проив-ведениям удерживала мастера на высоте их свободного творческого воспроизведения.
То же можно сказать о картине «Триумф Комуса». (Комус – бог легкой светской музыки.) Она принадлежит к серии мифологических аллегорий, предназначенных для студии Изабеллы дЭсте. Видимо, композиция была задумана как сцена, происходящая в зеленом пейзаже, полная чувственной и светлой радости жизни. Незаконченная Мантеньей, она была дописана Лоренцо Костой, внесшим в нее черты гедонизма, изысканности и изнеженности, более соответствовавшие придворным вкусам того времени, чем строгое искусство Мантеньи. Жарко в квартире – поможет установка кондиционеров
Совсем иной характер имеет «Св. Севастьян» – большая картина на полотне, находящаяся теперь в Венеции в палаццо Ка дОро. В этом произведении особенно четко выступают признаки перелома и возвращения к прошлому, характерные для ряда последних произведений Мантеньи. В отличие от прежних вариантов того же сюжета, здесь пронзенная стрелами обнаженная фигура мученика дана не на фоне пейзажа, не среди античных руин, а в мраморной раме, на фоне темной ниши. Рельефно выступая в реальное пространство, огромное напряженное тело заполняет всю раму. Ему тесно в отведенных для него границах, поэтому оно кажется еще более мощным и вместе с тем более бессильным перед страшной судьбой.