Видеосъемка
Своеобразный характер придает Мантенья Марии в «Мадонне со святыми» (лондонская Национальная галерея). Простая, скромная, кроткая женщина сидит, прильнув щекой к головке стоящего на ее коленях младенца Христа, поднявшего руку благословляющим жестом. По бокам застыли двое святых. Чувственно-прекрасная, полная величия и победоносной гордости фигура белокурой Магдалины контрастирует с аскетически сухой фигурой Иоанна Крестителя, одухотворенного, нервного, полного раздумья, сомнений и тайной печали. Это олицетворение физической и духовной силы человека. Земля под ногами, густая листва деревьев с тяжелыми плодами, просветы в светлое небо, на фоне которого узорно рисуются ветви и листья – мотивы, близкие к другим поздним произведениям Мантеньи. Но, как и в «Мадонне со святыми» монастыря ин Органо, здесь чувствуется видеосъемка творческих исканий и возвращение к ранним художественным приемам: жесткая проработка деталей, статуарность форм, измятость складок одежды. Сочетания красок резки, хотя и красивы своей интенсивной контрастностью. Киноварно-красный цвет простого по форме трона выделяет центр композиции. Свиток с религиозной надписью в руке Крестителя подчеркивает церковный характер картины.
Не только нараставшие противоречия общественной жизни, но и многие личные невзгоды омрачали старость Мантеньи. Постройка дома, предпринятая им, требовала больших средств и приносила ему все новые хлопоты. Даже в 1494 г. он еще жалуется маркизу Франческо на то, что у него растаскивают камень, приготовленный для дома, и просит простить его сына Лодовико, который был принужден подраться с наглым похитителем, оказавшимся вооруженным, и ранил его.
Окончательная судьба дома Мантеньи в точности неизвестна. Возможно, что он так и не был достроен, и это было тяжело для старого мастера, отдавшего столько сил и средств сооружению собственного жилища в соответствии со своими запросами и художественными вкусами. Документы говорят лишь о том, что в 1496 г. в этом доме все-таки помещалась мастерская Мантеньи. Неизвестно также, строился ли дом по архитектурному проекту самого Мантеньи или по использованному им рисунку Альберти, как предполагают некоторые ученые.