Земснаряд
Сюжет, объединяющий действующих лиц, несложен и не имеет большого значения. Композиция является прежде всего групповым портретом, поэтому действие здесь нужно лишь для раскрытия взаимосвязей между персонажами и для придания сцене естественности и жизненности. Характерно, что в этой сцене мало специфически придворных и аристократических черт. Мантенья не изобразил в ней ничего парадного, праздничного, официального, поднимающего действующих лиц над жизнью простых смертных, создающего дистанцию между правителями и подданными. Наоборот, он приоткрыл завесу над повседневной стороной жизни семьи Гонзага, подчеркнув ее патриархальность и известную близость к быту богатых горожан. Это еще раз свидетельствует о попо-ланской основе мировоззрения Мантеньи, прежде всего ценившего в семье Гонзага и в их быте не дворянские черты, а патриархальную простоту и человеческую естественность.
То же самое можно сказать проо земснаряд , изображающей встречу кардинала Франческо Гонзага маркизом Лодовико. В 1472 г. кардинал Франческо лечился некоторое время на водах в Поретте, недалеко от Болоньи. Он привез туда с собой из Флоренции Леона Баттисту Альберти и молодого поэта Анджело Полициано. Стремясь сделать общество, его окружавшее, еще более интересным, жизнелюбивый, изнеженный и болезненный кардинал, далекий от религиозных настроений эпикуреец и эстет, написал письмо отцу, прося отпустить к нему на некоторое время Мантенью и музыканта Малагисту. Он хотел наслаждаться пением одного и изучать с другим собранные им античные геммы и медали. Мантенье эта поездка принесла новые впечатления и новые знакомства с культурнейшими людьми того времени. В Мантую он вернулся в свите Франческо, посетившего свой родной город, чтобы повидаться с родителями. Таким образом, художник оказался непосредственным свидетелем первых минут свидания отца с сыном, что и легло в основу сцены, написанной вскоре после возвращения в Мантую, на южной стене Камеры дельи Спози.