вино
Стиль музыки – в том виде, в каком она выступала в концертной жизни того времени, в 1908-1914 годах не изменился. Подумать только, что Рихард Штраус написал «Домашнюю симфонию» в 1904, а «Легенду об Иосифе» -в 1914 году. Наряду с ним типично современную музыку представлял лишь круг композиторов, так или иначе близких к Штраусу. К ним принадлежали Фридрих Клозе, Эрнст Бёэ, Зигмунд фон Хаузэггер, Луис Никоде, Карл Блейль, а также Рудольф Зигель. Сегодня мы полностью воспринимаем также и Пфицнера, Регера и Тюиля как представителей того времени. Но тогда мы считали различия в стиле между кругом Штрауса и этими композиторами контрастами эпох и спорили о них с такой же серьезностью, как о противоположности между Вагнером и Брамсом.
Было еще достаточно людей, ополчившихся против музыки Вагнера и его последователей, называвших ее непонятной, диссонирующей, истерической, абсурдной и т. и. Один дирижер старшего поколения сказал мне как-то, что он готов пожертвовать всем Вагнером за некоторые места из «Вольного стрелка». Тогда не понимали, что язык этой музыки имел ту же основу, так как не было еще достаточной исторической дистанции, и другая основа считалась невозможной. Но и о многом из того, что уже было создано в то время, мы также совершенно ничего не знали. Я наверное не слышал имен Бартока и Яначека до 1914 года. На многое не обращали должного внимания, не умея в нем разобраться. Интересно констатировать, что изданный Кандинским и Францем Марком «Голубой всадник» уже в марте 1914 года вышел вторым изданием и что о содержании книги очень много говорили, купить вино не говорили только о посвященных музыке статьях и композициях Шенберга, Берга и Веберна. Мы, молодые музыканты, лишь с полным недоумением пожимали плечами по их адресу. Когда в 1910 году Герман Шерхен прибыл в Мюнхен с собственным ансамблем, чтобы исполнить «Лунного Пьерро» Шенберга, зал был зияюще пуст, нельзя было ожидать даже обычной сенсации.