Создание циклов
Во всех этих картинах Рибера сочетает беспощадную правдивость передачи модели с исключительной красотой живописи, точную передачу деталей с мощным обобщением формы. Нельзя не любоваться четкостью и смелостью его мазка, эффектами контрастной светотени. Ее пятна господствуют над деталями, не позволяя детализации перейти в мелочность. Трудно не оценить художественное совершенство передачи широких тяжелых складок, образованных грязными рваными лохмотьями, и заплат, дающих разнообразное сочетание тканей разного цвета и качества. Глаз художника сумел эстетически воспринять все внешние особенности тех некрасивых на первый взгляд объектов, которые он изображал, и передать это впечатление зрителю, ничего не прикрашивая и не идеализируя. В красках он очень скуп: черные, серые, серовато-коричневые, цвета – вот почти вся красочная гамма, которой он пользуется.
К циклу «Философов» очень близка серия полуфигурных «Апостолов», которая была выполнена Риберой в первой половине 1630-х годов.
Серии апостолов образовывали так называемые апостоладос, то есть предназначаемые для украшения церквей циклы из двенадцати картин с изображениями всех учеников Иисуса. Иногда к ним добавлялось также полуфигурное изображение самого Христа. Такой цикл сохранился в Прадо. Кроме того, масса разрозненных апостолов находится в музеях различных стран, причем многие являются выполненными в разное время работами мастерской Риберы, копиями или подражаниями.
Рибера писал образы апостолов непосредственно с натуры, используя для этого людей из народа. С полотен па нас глядят рыбаки, крестьяне, нищие, задрапированные в красивые крупные складки широких плащей, отнюдь не идеализированные, по выразительные в своей суровой простоте, то погруженные в усталое и грустное раздумье, то мужественно бодрые, то с искренней и горячей верой поднимающие глаза к небу, то глядящие на зрителя строгим или добрым взглядом.