Объемные буквы
Романова заявила о себе в 1968-1970-е годы портретом «Председатель колхоза» (1968) и автопортретом (1970). По композиционному решению они напоминают многие прототипы прошлого – от портретов кватроченто до картин Б. М. Кустодиева. Крупномасштабная фигура, написанная с низкой точки зрения, царит на полотне, а за ее спиной открывается пейзаж, населенный маленькими фигурками людей. Возникают как бы две темы – лейтмотив и сопровождение: пейзажно-жанровые сценки разъясняют и дополняют образ портретируемого. Несмотря на такой достаточно литературный (и к тому же заимствованный) композиционный прием, оба эти портрета привлекают своей активной, утверждающей авторской позицией.
И в самом деле – хорош энергичный молодой парень, председатель колхоза, написанный резко и точно, с явными чертами портретной достоверности, но и с некоторой долей идеализации в авторской характеристике. Большая его фигура кажется прочной, статичной, конструктивно «держит» всю композицию. Хорош и яркий, зеленый деревенский пейзаж за его спиной, где происходит множество мелких событий, неких дополнительных новелл, раскрывающих мир, в котором живет портретируемый.
Однако уже в этой ранней картине чувствуются пока еще едва заметные холодок, литературность, репрезентация. Эти качества усиливаются в дальнейших работах Романовой. Ее картины вызывают объемные буквы. С одной стороны, не могут не восхищать мастерство художницы, сознательное отношение к своей задаче, умение решить ее с завидной последовательностью. С другой стороны, в логически выверенной структуре творчества Романовой почти не остается места для эмоций.