Границы образов
Границы образов до некоторой степени расплывчаты, поэтому вопрос принадлежности объекта к данному образу не всегда решается однозначно. Понятие является большей абстракцией отражения объектов действительности и строится из словесных элементов. Абстрагирующая функция словесного кода отвлекает понятия от совокупности всех чувственных, выразительных свойств предметов.
Образ формируется в воображении на основе чувственного опыта, поставляемого человеку всеми его анализаторами (зрительными, слуховым, тактильным, кинестетическим, осязательным, обонятельным).
Чтобы словесно сформулировать представление о сложном образе, мы должны назвать существенные его признаки, простые элементы (фрагменты), его составляющие, и указать на взаимосвязь этих элементов. Чтобы сформировать в воображении сложный образ, необходимо представить его типичные и особенные чувственно-воспринимаемые простые элементы выразительности.
В реальном познании мышление корректирует целенаправленность образов воображения, а мысленный эксперимент на базе рационально-логического мышления дает искомую, Новую информацию только за счет оперирования по определенным умственным правилам образно-наглядными и понятийно-логическими элементами объекта.
Развитию активности мышления дизайнера, повышению его способности мысленно оперировать вышеуказанными элементами информации посвящены все эмпирические и эвристические приемы, управляющие процессом поиска композиционного решения. Среди эмпирических приемов наиболее распространены приемы проб и ошибок, взаимных, наложений, взаимных вытеснений. К эвристическим приемам обще творческого порядка относятся:
– принцип последовательного приближения – разложение сложной задачи а составляющие и последовательное решение цепи частных задач. Этот принцип обусловлен физиологическим порогом восприятия, неспособностью человеческого мышления переработать количество воспринимаемой информации (знаний), превышающее допустимый ее объем, осмысливаемый в единицу времени.